Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал Собранiе
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 

Партнеры:

Светлана Шляпникова о выставке Елены Щетинкиной «Сквозь жар души...»

       Елена Щетинкина работает циклами, но не задумывает их как программу. Они возникают по-разному: от полученных в путешествиях впечатлений, от погружения в другую культуру, часто как результат внутренних диалогов с близкими по духу поэтами и философами. Это всегда глубоко затрагивающие художницу темы, которые пересекаются и перетекают одна в другую, и к которым она постоянно возвращается. И, прежде всего, это вопросы проявления творческого начала. Для Елены Щетинкиной высшее проявление этой ипостаси - Александр Пушкин. Во внутреннем диалоге с ним художница размышляет о сущности искусства и о предназначении художника. В работах Е. Щетинкиной Пушкин живой, изменчивый, «непричесанный», для общения с ним достаточно просто посмотреть в его глаза или вспомнить строчки его стихов. К Елене Александровне он входит, не спросясь, разгуливает по разным циклам, воплощается в разных состояниях и материалах и шепчет в самое сердце, что «творческая душа едина и не имеет пола».

       Задаваясь вопросами о смысле жизни и роли художника, Елена Щетинкина приходит к важной теме сопряжения таких феноменов как Бог, человек, творец. Многократно перечитывает Евангелие, обращается к философским источникам. Ее способность воспринимать текст как живое явление, улавливать пульс поэтической и философской мысли рождают собственные пластические метафоры, которые впоследствии объединятся в два цикла - Евангельский и Бердяевский. Наряду со значительностью темой, в произведениях этих циклов решаются и весомые формальные задачи.
        Работая с большими скульптурными объемами, художница настолько ювелирно прорабатывает поверхности, что, кажется, они передают дыхание скульптурных образов. Рельефы распластанного тела человека, прорывающего объем куба, передают момент напряженного преодоления материального мира, выхода в творческое состояние («Прорыв»), не менее драматичен разрыв целостного объема в скульптуре «Андрогин», в образовавшемся углублении которого смотрят и отражаются друг в друге когда-то нераздельные половинки. Перетекающие из образа голубя в образ ворона, сплавленные массы скульптуры «Русская идея», сообщают о незаметности подобных перевоплощений. Утонченность бисквитных поверхностей с едва проступающими рельефами в скульптуре «В пустыне духа» подчеркивают непроявленность происходящего (это тот самый случай, когда А.С. Пушкин проник в другой цикл и вступил в диалог с философом Н. Бердяевым на волнующую обоих тему: «Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился...»).
       Другой интересной художественной интерпретацией Елены Щетинкиной стала тема Китая. Автор намеренно не стала обращаться к традиционной манере и сюжетам китайской живописи и пластики, а создала свой образ Поднебесной, основываясь на поэтическом осмыслении произведений искусства, философии, литературы, запечатлевая внутренний трепет и дыхание древней культуры. Тем самым подтвердив китайское утверждение о том, что «истинное бытие вещи открывается в «следе» или «аромате», которые она отдает другим вещам». Созерцательное отношение к жизни, погруженность в свой внутренний мир, чтобы вернуться к вечному, находит пластический эквивалент в цельных формах скульптур «Странствующая душа», «Путь феникса», «Человек чая» и в не менее выразительной импровизационной пластике скульптур «Философ», «Китаянка с лотосом», «Отшельник», «Владеющий истиной», «Чайное житие». Неразрывная связь прошлого и настоящего, реальность, видимая и тайно присутствующая, проступают в «Древнем лике» наслоениями множества лиц (акварель по мокрому листу). Перед нами возникает мир, движущийся во времени, но неизменно сохраняющий необходимые для своего полноценного существования культурные доминанты.
        Французский цикл основан на реальных впечатлениях, но не менее метафоричен: в нем воплощен дух многовекового Парижа. Елена Александровна неоднократно бывала в этом притягательном для художников городе. Первые две встречи были короткими и оставили воспоминания о городе ярком, артистичном (пастели «Краски Парижа», «Французский натюрморт»). В 2006 году художницу пригласили поработать в резиденцию Site internationale des arts (Международный городок художников). Длительное пребывание позволило Е. Щетинкиной погрузиться в атмосферу города. Темой работ этого периода стало взаимодействие современного и средневекового Парижа. Художница отмечает, как тесно они связаны, и отражает этот феномен в многослойной структуре акварелей, отсылающей к древним палимпсестам, где каждый лист преисполнен присутствием людей предшествующих поколений, а в лицах современных горожан обнаруживаются черты королей (пастель «Маленькое кафе на Риволи»). В скульптурном цикле современный город находит воплощение в образе молодого человека с пирсингом и прической панка, пьющего в кафе бордо («Париж»); в объятиях влюбленных (абстрактная ваза «Взаимосвязь»); в нежных красках пробуждающейся весны (пласты «Ранняя весна», этюды «Набережная острова Сите», «Сен Дени», «Артистический мост», «Королевская набережная»). Париж средневековый представляют Епископ Морис де Сюлли, в одной руке держащий возводимое им детище - Нотр-Дам, другой - благословляющий любимый город (скульптура «Епископ Морис де Сюлли»); смотрящие на нас сквозь толщи стен и веков глаза людей (композиция «Люди средневековья»); несущие цвет ушедших столетий «розы» соборов («Готические вазы», пласт «Роза любви») и др. Ассоциации, вызванные преобладанием вертикалей в «архитектонике» Парижа, интересно реализовались в скульптурной композиции «Власть вертикали». Пласты шамота вытянулись, словно «столпы» в нефах храма, а стоящие среди них фигурки молящихся подчеркивают их высоту. Е. Щетинкина не стремилась запечатлеть или пересказать действительность, для нее было важно передать образ полифонически звучащего города.
        Портреты - это единственный цикл, в произведениях которого у Е. Щетинкиной абсолютная связь с натурой. Правда, и здесь она достигает не столько визуального сходства, сколько выявления характера, особого обаяния личности. Рисует близких, друзей, себя, чаще всего, в контексте темы, с которой работает. Но есть у Елены Щетинкиной скульптурный «Автопортрет», в нем нет черт лица, лишь ее рука, расписывающая скульптуру, - это и есть выражение ее сути человека и художника.
        Все циклы, созданные Еленой Щетинкиной, переплетаются между собой и тесно связаны с ее судьбой. Уральский цикл начался с ее приезда на Урал в 1979 году. Первые захватывающие впечатления от увиденных из иллюминатора самолета Уральских гор вызвали ассоциации с древним ящером, позвонками гор растянувшимся в воображении художника, и в последствии нашедшим воплощение в скульптурных и графических работах 1990-2000-х годов. В новых произведениях этого цикла легенды и мифы Урала органично вплетаются в ткань современности, художница размышляет над феноменом евразийства, который, по ее ощущениям, многое определяет в жизни людей и особенностях очаровавшего ее места.
        Начиная с 2014 года, Елена Щетинкина работает с темой славянской мифологии, русских сказок (Гиперборейский цикл). Художница задается вопросом о возникновении цивилизации, давшей начало русскому народу, формированию его языка, культуры, обычаев. В пластике за основу взяты самые известные сказки, которые знают все от мала до велика - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», а также древние выражения «на все четыре стороны», «чур меня» и др. Акварельная серия под названием «Русь Гиперборейская» является размышлением автора об основополагающих чертах характера русского народа - его стойкости и героизме, доброжелательности и мудрости. Последние по времени создания работы, входящие в этот цикл - серия пастелей «Песни Гамаюн» и сервиз «Явь. Сервиз «Явь» стал квинтэссенцией пластических поисков Елены Щетинкиной: в работе над этим сервизом художник уходит от принятого единого принципа формообразования, когда предметы вторят друг другу элементами и силуэтами, все предметы сервиза «Явь» создавались по принципу скульптуры и являются персонажами с индивидуальными чертами и именами. Сервиз был показан в виде инсталляции «Театр сервиза» в октябре-ноябре 2018 года в Челябинском музее изобразительных искусств. Три варианта росписи - «явь», «рунический пейзаж» и «плетенка» - создавали драматургическое действие, которое разворачивалось перед зрителем как театральный спектакль в трех частях; инсталляцию сопровождал видеофильм, снятый медиахудожником Лидией Риккер по мотивам сервиза «Явь».
        Выставка «Сквозь жар души...» представляет ретроспективу работ Елены Щетинкиной 1987 - 2016 годов, в нее вошли все циклы автора.

 

Светлана Шляпникова
ст. научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств