2 июня 2016 года в 18.30 в «Галерее на Чистых прудах» совместно с галереей «Digital Soviet ART» состоится открытие выставки Михаила Ройтера из коллекций Светланы Ильиничны Пименовой, Аллана Гамборга Андерсена и Валерия Новикова.
Выставка Михаила Григорьевича Ройтера, известного советского графика и книжного иллюстратора приурочена к 100-летию рождения художника.
Начинал будущий художник на рабочем факультете Киевского художественного института. В 1937 году Михаил поступил в Центральную студию изобразительных искусств ВЦСПС, где среди его преподавателей были мастер пейзажа, театральный художник и теоретик искусства Константин Юон, живописец и педагог Николай Ромадин, виртуоз графики Аминадав Каневский. Вскоре талант молодого художника замечает директор Московского художественного института Игорь Грабарь и Ройтер сразу же зачисляется на третий курс графического факультета.
В 1946 году темой дипломной работы стала серия иллюстраций к роману «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Будучи уже зрелым художником, Михаил Григорьевич вновь и вновь будет обращаться к образам персонажей великого писателя
В 1950-х годах художник отправляется в командировки специальным корреспондентом газет «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналов «Огонёк» и «Юность». История творческих поездок отразилась в сериях произведений: о Братской ГЭС, Урале, стройках Сибири, «Пограничники».
Тема спорта, ставшая популярной в советском искусстве, нашла отражение в графике Михаила Ройтера. Лыжники и конькобежцы, футболисты и фигуристы вдохновляли художника напряженной пластикой своих движений, сильным духом и готовностью бороться и побеждать во славу отечественного спорта.
В конце 1970-х годов художник много писал пейзажей, создав серии о Старой Ладоге и Старой Руссе, цикл пейзажей старинных городов России, показал московскую старину и Москву советскую, активно работая в акварели.
Выставка продлится до 24 июня 2016 года.
Михаил Ройтер
Михаил Ройтер являет собой своеобразную фигуру в истории советского искусства. Масштабы его личности растут на нашем горизонте по мере того, как проходит время. Его произведения как будто просты. Во всяком случае в них нет хитроумия и усложнённости, к которым стали склоняться «младшие» художники в конце существования великой, ужасной и смешной империи СССР. И тем не менее в творческом развитии этого мастера и в результатах этого развития словно присутствуют какие-то загадочные силы. Или работает скрытый механизм, который до сих пор мало понятен и совершенно не описан.
Михаил Григорьевич принадлежит к поколению «художников оттепели». В своём большинстве они появились в пространстве искусства и начали самостоятельно работать, уже будучи довольно зрелыми людьми. Среди них практически не было юных дарований, взлетающих на Олимп в благоприятные времена или в силу благоприятных обстоятельств. Ройтеру было тридцать лет, когда он окончил художественный институт в 1946 году. Подобно своим товарищам, он успел отведать страшных испытаний Великой Отечественной войны.
Далее художник в течение нескольких десятилетий упорно и успешно двигался к новым горизонтам, осваивал новые перспективы и новые возможности выражения. Двигался не быстро, но уверенно и систематично, не менял курса, не уходил в сторону, не ломал своих идолов и оставался «советским художником» в полном, истинном смысле слова.
Михаил Григорьевич никогда не принадлежал к ловцам официальных почестей и соискателем титулов. Он относился, скорее, к очень существенной категории «разрешённых художников». Таковые работали в разных видах искусства. Они не писали льстивых портретов, не сочиняли угодливых «тематических картин» на темы и лозунги очередного партийного съезда. Павел Никонов и Таир Салахов, Николай Андронов и другие живописцы пытались показать, как живут люди в их большой и трудной для жизни стране. Их сотоварищи в графике предпочитали избегать острых вопросов и исторических драм, поскольку гравюра, рисунок и акварель созданы для другого - для личного взгляда, лирического наблюдения, иронического подчёркивания характерных деталей.
Настоящую, качественную и очень советскую по духу, тематике и стилю графику стал активнейшим образом делать Михаил Ройтер, как только выставки стали открываться для нормальных профессиональных художников, а этот процесс начинается через полтора-два года после смерти Сталина. В течение примерно тридцати лет мастер рисунка и акварели запечатлевал главным образом сюжеты из области спорта, целинной эпопеи, армейской жизни. Он любил делать и чистые пейзажи, городские и негородские, и этот второй, камерный план его искусства стабильно укреплялся и совершенствовался. В конце творческой биографии чистый пейзаж составил главный и, вероятно, ценнейший стержень позднего искусства художника. Но до этой стадии нужно было ещё добраться.
Михаила Григорьевича, человека исключительной энергии и жизненных сил, явно радовала та возможность, которая была дана ему как члену официального Союза художников СССР.
Акварели, рисунки, литографии и линогравюры Ройтера показывались на официальных выставках. Но никогда не опускался настоящий мастер до глупых и нелепых иллюстраций к партийным прописям. Ройтер с упоением рисовал и писал сильных и энергичных, спортивных и профессионально состоятельных людей, которые умеют на катерах ходить, железные конструкции сваривать, сплавлять лес и стрелять из пулемёта, носиться на коньках и рубиться клюшками, делать другие увлекательные для молодого человека дела. Персонажи Михаила Ройтера и сам настрой его романтических сцен родственны тем драматическим героям, которые возникали в ролях и песнях Владимира Высоцкого.
Последнее десятилетие Михаила Ройтера совпало с последним десятилетием существования той страны, где он родился.
Отдавал ли себе отчёт замечательный мастер, что его прежние герои теперь мало уместны в величественных монументальных панорамах первобытной природы, на пороге северной деревенской избы?
Прежние сильные и романтические люди словно ушли с берегов северных рек и суровых морей, ринулись в города, где разворачивается новая революция, стреляют танки, рождается причудливая и проблематичная свобода, а потом улицы заполняются автомобилями, банками, увеселительными заведениями, а ветераны войн, старые рыбаки, отработавшие своё спортсмены и пограничники мало кого интересуют и влачат жалкое существование.
Даже в тех случаях, когда Ройтер рисовал города или деревни, они были теперь похожи на природные ландшафты. Искусство Ройтера представляется сегодняшнему глазу немногосложным и даже простодушным, но нельзя не заметить в его сорокалетней эволюции большую драму времени, судьбу человека, который умеет бороться и выживать. Когда же приходит время уходить со сцены, то и это делается с достоинством, и могучая природа остаётся безлюдной, как бы ожидая новых пришельцев, новых героев.