Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Выставка «Михаил Ройтер. К 100-летию художника»

  

ПРЕСС-РЕЛИЗ

выставки

«Михаил Ройтер. К 100-летию художника»

 

      2 июня 2016 года в 18.30 в «Галерее на Чистых прудах» совместно с галереей «Digital Soviet ART» состоится открытие выставки Михаила Ройтера из коллекций Светланы Ильиничны Пименовой, Аллана Гамборга Андерсена и Валерия Новикова.

 

     Выставка Михаила Григорьевича Ройтера, известного советского графика и книжного иллюстратора приурочена к 100-летию рождения художника.

      Начинал будущий художник на рабочем факультете Киевского художественного института. В 1937 году Михаил поступил в Центральную студию изобразительных искусств ВЦСПС, где среди его преподавателей были мастер пейзажа, театральный художник и теоретик искусства Константин Юон, живописец и педагог Николай Ромадин, виртуоз графики Аминадав Каневский. Вскоре талант молодого художника замечает директор Московского художественного института Игорь Грабарь и Ройтер сразу же зачисляется на третий курс графического факультета.

      В 1946 году темой дипломной работы стала серия иллюстраций к роману «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Будучи уже зрелым художником, Михаил Григорьевич вновь и вновь будет обращаться к образам персонажей великого писателя

      В 1950-х годах художник отправляется в командировки специальным корреспондентом газет «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналов «Огонёк» и «Юность». История творческих поездок отразилась в сериях произведений: о Братской ГЭС, Урале, стройках Сибири, «Пограничники».

      Тема спорта, ставшая популярной в советском искусстве, нашла отражение в графике Михаила Ройтера. Лыжники и конькобежцы, футболисты и фигуристы вдохновляли художника напряженной пластикой своих движений, сильным духом и готовностью бороться и побеждать во славу отечественного спорта.

      В конце 1970-х годов художник много писал пейзажей, создав серии о Старой Ладоге и Старой Руссе, цикл пейзажей старинных городов России, показал московскую старину и Москву советскую, активно работая в акварели.

 

      Выставка продлится до 24 июня 2016 года.

 

 

Михаил Ройтер

 

        Михаил Ройтер являет собой своеобразную фигуру в истории советского искусства. Масштабы его личности растут на нашем горизонте по мере того, как проходит время. Его произведения как будто просты.  Во всяком случае в них нет хитроумия  и усложнённости, к которым стали склоняться «младшие» художники в конце существования великой, ужасной и смешной империи СССР. И тем не менее в творческом развитии этого мастера и в результатах этого развития словно присутствуют какие-то загадочные силы. Или работает скрытый механизм, который до сих пор мало понятен и совершенно не описан.

        Михаил Григорьевич принадлежит к поколению «художников оттепели». В своём большинстве они появились в пространстве искусства и начали самостоятельно работать, уже будучи довольно зрелыми людьми. Среди них практически не было юных дарований, взлетающих на Олимп в благоприятные времена или в силу благоприятных обстоятельств. Ройтеру было тридцать лет, когда он окончил художественный институт в 1946 году. Подобно своим товарищам, он успел отведать страшных испытаний Великой Отечественной войны.

        Далее художник в течение нескольких десятилетий упорно и успешно двигался к новым горизонтам, осваивал новые перспективы и новые возможности выражения. Двигался не быстро, но уверенно и систематично, не менял курса, не уходил в сторону, не ломал своих идолов и оставался «советским художником» в полном, истинном смысле слова.

        Михаил Григорьевич никогда не принадлежал к ловцам официальных почестей и соискателем титулов.  Он относился, скорее, к очень существенной категории «разрешённых художников». Таковые работали в разных видах искусства. Они не писали льстивых портретов, не сочиняли  угодливых  «тематических картин» на темы и лозунги очередного партийного съезда. Павел Никонов и Таир Салахов, Николай Андронов и другие живописцы пытались показать, как живут люди в их большой и трудной для жизни стране. Их сотоварищи в графике предпочитали избегать острых вопросов и исторических драм, поскольку гравюра, рисунок и акварель созданы для другого - для личного взгляда, лирического наблюдения, иронического подчёркивания характерных деталей.

      Настоящую, качественную и очень советскую по духу, тематике и стилю графику стал активнейшим образом делать Михаил Ройтер, как только выставки стали открываться для нормальных профессиональных художников, а этот процесс начинается через полтора-два года после смерти Сталина. В течение примерно тридцати лет мастер рисунка и акварели запечатлевал главным образом сюжеты из области спорта, целинной эпопеи, армейской жизни. Он любил делать и чистые пейзажи, городские и негородские, и этот второй, камерный план его искусства стабильно укреплялся и совершенствовался. В конце творческой биографии чистый пейзаж составил главный и, вероятно, ценнейший стержень позднего искусства художника. Но до этой стадии нужно было ещё добраться.

     Михаила Григорьевича, человека исключительной энергии и жизненных сил, явно радовала та возможность, которая была дана ему как члену официального Союза художников СССР.

     Акварели, рисунки, литографии и линогравюры Ройтера показывались на официальных выставках. Но никогда не опускался настоящий мастер до глупых и нелепых иллюстраций к партийным прописям. Ройтер с упоением рисовал и писал сильных и энергичных, спортивных и профессионально состоятельных людей, которые умеют на катерах ходить, железные конструкции сваривать, сплавлять лес и стрелять из пулемёта, носиться на коньках и рубиться клюшками, делать другие увлекательные для молодого человека дела.  Персонажи Михаила Ройтера и сам настрой его романтических сцен родственны тем драматическим героям, которые возникали в ролях и песнях Владимира Высоцкого.

     Последнее десятилетие Михаила Ройтера совпало с последним десятилетием существования той страны, где он родился.

    Отдавал ли себе отчёт замечательный мастер, что его прежние герои теперь мало уместны в величественных монументальных панорамах первобытной природы, на пороге северной деревенской избы?

    Прежние сильные и романтические люди словно ушли с берегов северных рек и суровых морей, ринулись в города, где разворачивается новая революция, стреляют танки, рождается причудливая и проблематичная свобода, а потом улицы заполняются автомобилями, банками, увеселительными заведениями, а ветераны войн, старые рыбаки, отработавшие своё спортсмены и пограничники мало кого интересуют и влачат жалкое существование.

    Даже в тех случаях, когда Ройтер рисовал города или деревни, они были теперь похожи на природные ландшафты. Искусство Ройтера представляется сегодняшнему глазу немногосложным и даже простодушным, но нельзя не заметить в его сорокалетней эволюции большую драму времени, судьбу человека, который умеет бороться и выживать. Когда же приходит время уходить со сцены, то и это делается с достоинством, и могучая природа остаётся безлюдной, как бы ожидая новых пришельцев, новых героев. 

   

Академик АХ, доктор искусствоведения,

главный редактор журнала «Собранiе»

  Александр Якимович

 

 

Посмотреть альбом  Михаила Ройтера   ЖИВОПИСЬ    

Посмотреть альбом  Михаила Ройтера  ГРАФИКА    

Видео с открытия выставки  :        

 

Фотографии с открытия выставки :