Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Выставка "Возвращение Ирины Лавровой "

Возвращение Ирины Лавровой 

 

Выставка Ирины Лавровой (1931–1999) в Галерее на Чистых прудах – своего рода «эхо прошедшего времени». Эта ассоциация, для определения которой позаимствовано название картины К. Сомова, несет однако значение, прямо противоположное смыслу сомовского образа. «Эхо» это – мощное, а «прошедшее время», в котором жила и творила Лаврова, – время в художественном отношении наступательное, плодотворное, период серьезнейших эстетических завоеваний и высокой живописной культуры. Творчество экспонируемого мастера – пример созидания пронзительно личностных по своей эмоциональности образов. Их воздействие на зрителя определяется выплесками энергии двух равнозначных пластических начал – колорита и пространства. Колористическое видение – качество по преимуществу природное. А вот чувство пространства – в равной мере и врожденное, и приобретаемое в процессе творческого обучения. Ирина окончила МСХШ, потом училась в знаменитом МИПИДИ (Московском институте прикладного и декоративного искусства), который в 1952 году, в процессе «борьбы с формализмом», был ликвидирован. Вместе с другими студентами ее перевели в Ленинград, в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (бывш. Штиглица). Эти учебные заведения воспитали острое ощущение пространства, пробудили тягу к разным материалам, сформировали аналитически-структурированную и в то же время искрометно-страстную индивидуальную лексику. Пластический язык художницы отшлифовывался в ходе монументальных работ на архитектурных объектах. Безликие коробки из стекла и бетона типовых административных зданий требовали особой изобретательности от монументалиста в решении объемно-пространственных декоративных элементов. Такими элементами акцентировали вход, оформляли карниз, украшали глухой торец и пр., сообщая постройке определенную образность. Монументальные произведения в разных городах Советского Союза и за рубежом Ирина Лаврова создавала чаще всего в соавторстве с Игорем Пчельниковым, художником экспрессивно-сурового дара (вышедшая в 1985 году большая монография известного исследователя искусства ХХ века В. Лебедевой посвящена обоим художникам).

Один из ведущих мастеров эпохи перелома – и общественно-политического, и эстетического, – Лаврова во многом формировала атмосферу художественной жизни рубежа 1950–1960- х годов, времени так называемой оттепели. Но из всех «оттепельных» художников она была едва ли не самой «теплой». Ее «Красавица» 1961года, изображенная по всем «канонам» того времени: обобщенный абрис фигуры, выведенной на переднюю плоскость холста, лаконичность цветовой гаммы, – ничего общего не имеет с полотнами сурового стиля. Это яркий, праздничный, цвето- и светоносный образ. Героями картин Ирины сразу же становится близкий круг людей: коллеги, друзья, члены семьи. Это, например, художник Евгений Аблин, искусствоведы Виктория и Валентин Лебедевы, муж Игорь Пчельников; конечно же, сыновья, запечатленные в разном возрасте: и совсем маленькими, и подростками, и в юношеской поре... С годами сюжеты произведений, да и персонажи – а большинство из них узнаваемы и переходят из картины в картину – становятся все более театрализованными: платья героинь превращаются в маскарадные наряды, головные уборы – в фантастические аксессуары, стол в комнате или садовой беседке – в сценическую декорацию, ветви деревьев и заросли кустов – в кулисы. Художница грезит о каком-то особом уголке счастья с усадебным укладом, где царствует взаимопонимание между людьми: они ведут неспешные беседы, осуществляют совместные прогулки по аллеям парка. Только происходит это почему-то в основном ночью, и под ее покровом герои превращаются в призрачные существа.

Вымышленный мир Лавровой 1980–1990-х годов становится все более зашифрованным и мистериальным, ход ее мышления – все более причудливым и напряженным. Время эстетического переосмысления среды средствами монументального искусства оказалось таким скоротечным, и художнице теперь так не хватает архитектуры! Лаврова буквально «болеет» идеей пересоздания пространства, не находя сполна в станковом творчестве выхода своей преобразовательной энергии. Последнюю персональную выставку, прошедшую в 1997 году в небольшой по квадратуре, но пятиметровой по высоте галерее «Кросна» на Новом Арбате, Ирина назвала «Усадьба». Ей была предоставлена полная свобода, она сама делала экспозицию, используя буквально каждый метр площади. В витрине, выходящей на улицу, Лаврова выстроила сцену беседы двух сидящих друг напротив друга дам в белых одеяниях: большие, почти в рост человека, куклы были мастерски выполнены ею из самых простых материалов – деревянных каркасов, бумаги и кусков материи. Картины – преимущественно вымышленные портреты каких-то театральных персонажей в костюмах, отсылающих к эпохе барокко и рококо, – экспонировались плотно, в два и три ряда. А на одной из стен, покрывая ее сверху донизу, висело написанное на белой ткани панно с изображением парка, по аллее которого двигалась к расположенному в глубине усадьбы старинному дому маленькая девочка со свечей в руке… Символика работы прочитывалась без труда: Ирина Лаврова воплотила идею пути художника (в первую очередь – своего собственного пути) к храму искусства, в истовом служении которому она прожила свою жизнь.

…Через два года Ирины не стало. Почти сразу после ее кончины стараниями близких людей – Игоря Пчельникова, Григория Дервиза и сыновей Дмитрия и Петра Дервизов – были организованы три выставки. Потом почти на 15 лет имя Лавровой ушло из календаря московской художественной жизни. Только в конце прошедшего года (с 24 ноября по 11 декабря) после долгого перерыва выдающийся мастер ХХ века напомнила о себе небольшой по количеству работ, но необычайно сильной по своему художественному качеству выставкой в Государственном институте искусствознания. И вот в начале 2016 года Ирина Лаврова уже по-настоящему возвращается к зрителю полноценной, большой экспозицией в Галерее на Чистых прудах.

Ольга Костина, январь 2016 г.

 

  Посмотреть   видео с открытия выставки   

   Посмотреть альбом  Ирины Лавровой