Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б.Пастернак
... Нужно сказать, что, называя художника «живописец» я пишу чистую правду: Матвеев именно живописец - художник, владеющий стихией живописи. Эту стихию не так просто описать и тем более объяснить. Синтез цвета, пластической формы, движения, пространства, фактуры. Все эти довольно абстрактные понятия, конечно, знакомы каждому. Их можно обнаружить в искусстве вообще, в разных его видах. Но настоящая живопись обладает также и неуловимой «душой», которую невозможно фальсифицировать, и без которой объект искусства будет чем-то иным, но не живописью.
Так случилось, что в наше время, когда искусство захватывает все новые и новые территории визуального, когда к традиционным его видам приращиваются новые, живопись оказалась в довольно непростом положении. С одной стороны - художников, работающих красками на холсте, много. И живопись как вид искусства, так сказать, «на глазу» у всех. С другой, - подлинная живопись повсеместно перерождается в то, что некоторые называют сегодня «псевдоживописью». Иногда кажется, что живопись как современное искусство уже умерла. Всё в ней старо, заезжено многими поколениями живописцев, превращено в прием. Но нет. Встречаются носители подлинного духа живописи. Правда, трудно бывает нашему глазу, сосредоточенному на визуальных впечатлениях совершенно иного, не-живописного, характера, отреагировать на живопись. И превратилась, кажется, она в язык, понятный только знатокам и ценителям.
Но, как показывает выставка Владимира Матвеева, язык этот, в лучших своих современных образцах, по-прежнему открыт зрителю и актуален.
Владимир Матвеев вошел в искусство в 1980-е. Десятилетие, которое в мировом искусстве было отмечено феноменом «возвращения живописи». Итальянский трансавангард, немецкие «новые дикие», поколение семидесятников в нашей стране совершили настоящий переворот в живописи, открыли в ней новые пластические возможности. На волне «возращения живописи» сформировалось и творчество нашего художника. Его работы стали появляться на громких выставках второй половины 1980-х, таких как «Лабиринт». Но в то время, когда многие представители его поколения ушли от чистой живописи, Матвеев все большее и больше открывал для себя ее потенциал, все более свободным чувствовал себя в живописной стихии.
Вновь повторюсь: за последние два десятка лет новации в области живописного пластического языка находились в России как-то на периферии широкого публичного внимания. Между тем, здесь, как и везде в мире, накапливались пластические открытия. Одним из самых ярких живописцев-новаторов 1980-2000-х и стал Владимир Матвеев.
Его живопись в первую очередь вызывает ощущение шока. Когда-то знаменитый коллекционер Сергей Щукин учил сына у полотен Пикассо: «если при взгляде на произведение искусства ты испытываешь шок, значит оно подлинное».
У работ Матеева зритель, справившись с той лавиной, которая на него обрушилась, может совершить потрясающие открытия, понять природу своего шока. Чем же его картины действуют на зрителя? Во-первых, цветом. Не агрессивным, но активным. Такой цвет художнику не придумать, его можно только пережить. Картины действуют крупным форматом, плоскость холста иногда полностью покрыта чистым цветом, приобретающим качества пространственной глубины и смысловой наполненности . Действуют способностью микро-сюжет, достойный , кажется, лишь декоративной безделушки, превратить в макро-живопись. Монументальную и значительную.
Завораживает смелость художника. Истинное удовольствие следить за тем, что станет темой его следующей работы. Он парадоксален в своем художественном мышлении, никогда ничего не конструируя путем логического расчета. Но нет в нем и бездумного и хлесткого живописания «от пупка». Конечно, для Матвеева нет разницы между реальным и абстрактным образом, никакого зазора между образом и его воплощением, между краской, цветом, линией и конструкцией. Для него всё это элементы языка, на котором он говорит с миром - говорит обо всем. О грозном и неумолимом. О защищающем и милосердном. Мир он часто видит через природу. Пейзаж, в более раннем творчестве Матвеева занимавший существенную роль, остается с ним и позже. Работа над портретом также продолжается на протяжении всех 30 лет. И пейзаж, и портрет для художника это территория гармонии, примирения. Неслучайно он пишет портреты близких ему людей. Шум и грохот мира, его воспаления, изломы мучительной экзистенции проявляют себя в эротических и беспредметных работах художника. Впрочем, такие деления во многом условны, как и всегда, когда речь идет о подлинном творчестве.
Вообще, соприкосновение с настоящим позволяет нам, зрителям, ощутить, как наполняются смыслом привычные сентенции. Искусство способно дарить абсолютный восторг свободы не только своему создателю, но и своему зрителю.
Одна из последних работ Матвеева носит название «Квинтэссенция живописи». Сравнительно небольшое полотно выполнено в свободной живописной манере, насыщенным фактурным мазком. Для художника здесь характерна необычная и сложная оптика, наслоения разных планов - зрительных и смысловых. Он словно вовлекает зрителя в насыщенную интерактивную среду. Изображение меняется в зависимости от взгляда. То здесь угадывается предметный мотив форм и пространства. То возникает впечатление укрупненного, как в макросъемке, «куска живописи». Его сменяет эффект абстракции. Но самое удивительное переживание от «Квинтэссенции живописи» - зримый образ иной реальности. Отличной от привычной физической, но не менее живой и выпуклой.
Творчество Матеева стремительно развивалось на протяжении предыдущих десятилетий. Его ранние работы, в том числе те портреты и пейзажи, которые выполнены в мягкой, почти монохромной манере, когда юный живописец впервые открывал для себя Андрея Рублева, уже несут в себе печать внутреннего напряженного художественного размышления. Реализацией такого напряжения, которое можно сравнить с прорвавшимся после нескольких лет молчания взрывом красноречия, можно считать обращение к открытому цвету в работах второй половины 1980-х. В этом есть глубочайшая логика вызревания таланта, не растратившегося себя в «цветовых поисках», а в молчании копившего энергию взрыва. Цветом Матвеев свободно «заговорил», и его высказывания выношенные и глубокие.
На протяжении 1990-х художник работает над крупными полотнами абстрактно-геометрического характера. Рискованными, на грани «глянца», эротическими работами. Сейчас он всё чаще обращается от чистых цветовых плоскостей, геометрии и плоскостной декоративности к свободной фактурной живописи.
Одной из самых удивляющих черт художника является отсутствие у него «приема». Живописный темперамент позволяет Владимиру Матвееву всякий раз создавать пластический язык словно заново. Другая, не менее волнующая черта его искусства - бесстрашие и неожиданность мысли, образа. Их искренность и открытость.
Выставка, демонстрирующая результаты трех десятилетий, позволяет увидеть разные периоды творчества Владимира Матвеева в их взаимосвязи и непрерывности. Понять его искусство как непрерывно совершающийся путь.
Анна Флорковская
Наш Изограф №10(184) , октябрь 2009г.