Когда нам напоминают о законах нравственности, говорят о том, что, в общем, знакомо давно и каждому, то нам порою становится скучно. Почему? Отчасти потому, что прописные истины не всегда могут увлечь, а зачастую звучат банально. Но всё же давайте признаем: в каждом поколении должны быть люди, которые будут их озвучивать, хотя бы только для того, чтобы давать им новую жизнь. Мы не рождаемся с готовыми понятиями о добре и зле, подлости и порядочности, с любовью к родине и памятью о предках. Для каждого нового поколения эту сетку координат необходимо выстраивать заново. Поэтому и нужно всякий раз проговаривать простые земные человеческие истины, необходимые и детям, и взрослым.
В этом и есть, на наш взгляд, главная миссия Аллы Филимоновой. В этом и заключается основная ценность и притягательность её творчества. Ненавязчиво, убедительно, красиво и искренне она вновь и вновь вскрывает драгоценный смысл простых понятий, без которых жизнь становится неполноценной: тепло родного дома, притяжение родной земли, сопричастность к истории своей страны.
Лучше один раз увидеть... Профессиональная пейзажная живопись сегодня, наверное, одно из лучших средств показать красоту земли, которая тысячу лет назад кормила наших предков и ныне продолжает кормить высокотехнологичных нас. Беда в том, что мейнстрим, особенно столичный, медленно, но верно вымывает из нашей культурной почвы всё то, что в ней естественно, органично, соотносимо с глубокими вневременными основами народного духа, которых не может не быть, если мы себя идентифицируем как русских. Всё труднее становится получить выставочную площадку, всё меньше надежд привлечь на неё зрителей.
В который раз уже столицу спасает провинция.
Мы далеки от мысли, что искусство художника Аллы Филимоновой из Старого Оскола р-р-раз - и спасёт мир или хотя бы отдельно взятую московскую публику. Но качественной акварели, но традиционно сделанного и вместе с тем по-современному эмоционального, динамичного, напряжённого реалистического пейзажа становится так мало, что показать это очень хочется.
Первоначальное художественное образование Алла Филимонова (р. в 1967) получила в художественной школе г. Шауляя (Литва), затем училась в ленинградской-петербургской Репинке, позже в Курске. Оказавшись в Старом Осколе, она и сама стала преподавателем. Ее саму, как художника, больше всего привлекает акварель: «Мне кажется, - говорит художник, - эта техника отвечает моему характеру. В первую очередь, своей подвижностью, а во-вторых - неожиданностью, готовностью к чуду». Хотя, конечно, и другие графические материалы позволяет Алле Филимоновой выразить то, что для нее так важно - открыто эмоциональное восприятие мира.
Основная черта индивидуальной манеры художницы - умение сочетать сильную эмоцию, остро пережитую в отдельный момент, с широким художественным обобщением, без которого невозможен реализм. Она редко фиксирует взгляд на деталях, работает мягким широким мазком, год за годом выходя всё на бóльшую и бóльшую глубину. За кажущейся простотой таится парадокс: акварелью «по-мокрому», требующей быстроты художественного решения, она создаёт образы, глубоко продуманные, не раз переосмысленные. Быстрый взмах руки и лёгкое касание широкой кисти снимает избыток интеллектуализма, помогает передать непосредственное чувство; отсутствие детализированности подталкивает к универсализации, а оттуда уже прямой путь к символу.
Много света, воздуха, основное внимание уделено поэтичному воплощению переходного состояния природы. Мягкие переливы красок нежного рассвета. Воздушная трепетность растений. Лиричный, трогательный образ туманного утра, дождливого дня. Всё чаще - тональное решение образов. Тоскливое серое небо сливается с верхушками осенних деревьев, перетекая в линии раскинутого до горизонта лоскутного одеяла распаханных полей. Бурые, коричневые, землисто-серые тона создают картину хмурого осеннего дня, усталости поздней осени. Создаваемый образ становится жёстче, сдержанней. Восторженность восприятия мира сменяется вдумчивой сосредоточенностью. Тема родной земли дополняется важным акцентом: линия горизонта становится ниже, главным слагаемым становится образ высокого неба. Характерные образы - широкое поле под высоким небом, уходящая вдаль от родного плетня дорога,- воплощают знаменитый русский хронотоп - извилистый путь жизни, путь-дороженьку...
Всё очень личностно. Концентрированно. Немногословно.
Широко и конкретно. Узнаваемо. Темпераментно.
Везде преодолены границы только своей судьбы, только своего опыта.
Нигде ничего не акцентировано. Ничто не самодостаточно. Любая деталь вписана в контекст и видна на его фоне так выпукло, будто целое создано специально для неё.
Из любой точки пространства видно во все стороны света.
Лариса Анпилова
Вера Калмыкова