Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Выставка « Горний и земной мир Александра Егорова »

Егоров Александр Борисович

Родился 8 декабря 1951 года в Москве.

В 1978 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). Закончил факультет психологии ЛГУ им. Жданова, позднее обучался в Святотихоновском богословском институте. Начало творческой работы с 1980 года.

Почетный член Российской Академии художеств, членкор Международной Академии Культуры и Искусства, член Союза Художников России, член Международного Художественного фонда.

Преподавал в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), художественной студии при ЦДХ, на иконописном, психологическом факультетах Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова, на кафедре основ гражданственности Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, на факультете теории и истории искусства Московского Государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова.

Выставки и работы:

- персональные выставки в Вене в «Вена Интереншнл Центр» (UNIDO, OOH), в Русском культурном центре;

- выставка «Европастель» в г.Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, Румянцевском дворце, Академии художеств, в Эрмитаже;

- персональная выставка в Кремлевском дворце в Москве;

- персональная выставка во Франции (Ницца), США, Индии, Германии;

- участник 2-томника художественного альбома «Современный Русский реализм», «Художники России», «Всемирная энциклопедия художеств»;

- участник росписи Храма Христа Спасителя, восстановления залов Большого Кремлевского дворца

- персональная выставка в Балашихинской художественной галерее (февраль 2022г.)

 

Прикосновение к истине

 

Художественные работы +Александра (Егорова) - это отдельная глава современной русской живописи. Тонкие, лирические пейзажи родной природы, монолитные храмы и святые места России вбирают в себя лучшие черты русской реалистической школы, импрессионизма и символизма, всего, в чем проявляется индивидуальность автора.

Исполнены ли они красками на холсте, или акварелью, либо темперой, пастелью - всегда есть Небо, оно играет особую роль, даже если это всего лишь световая полоска, или просветы сквозь ветви деревьев. Это впечатление возникает оттого, что почти каждое изображение у художника буквально наполнено неярким, но выразительным светом. Он сам, его художественный взгляд находится как бы в самой природе. У него нет отстранения от пейзажа, он - в нем.

Преосвященный Александр говорит, что: «Каждый человек несет в себе и проявляет свою природу - он от света, или не от света. Если свет в нем победил тьму,  значит он близок Богу, если свет нарастает, то он освящает все в человеке и вокруг него, он становится живым носителем божьего света, святым. Цвет и свет по при - роде очень близки. Я как художник ощущаю свет, я вижу мелодию света. Только нота зазвучала, зазвучала музыка, и я вижу световое и цветовое продолжение этой мелодии. Есть дороги, духовные колеи, которые душа угадывает, чтобы приблизиться к Свету. Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы, как говорится в святом писании. Свет - это Гармония - особый строй, особый ритм, цвет, музыка. Когда это слышишь, видишь, душа оживает, воспаряется к Горнему миру. Она уже не умирает для красоты и созидания. Сейчас вокруг нас в жизни много тьмы и воинствующего невежества, разрушающих жизнь, всюду, даже во храмах. Когда верующие молятся, а молитва не проходит через сердце, когда для света остаются неприступны и душа, и разум, когда не любовь, а холод царит в душе, то это все пустое обрядоверие. Один из популярнейших русских святых отцов, даже монахов молящихся без чувства, уподоблял черным головешкам, лишенным духовного пыла, огня, божественного света. Библейское повествование о творении мира начинается со Света. Мы должны научиться видеть свет и внутри себя, и в другом человеке, и научиться творить этим светом. Существует христианская традиция исихазма, о которой много богословствуют, говорят и спорят и по сей день. Это таинственное учение о поиске фаворского света. У многих русских духовных мыслителей, философов - или предчувствие, или понимание Света, и понятие Соборности близко Свету - это созвучие, соцветие, гармония, - когда мы все разные, но в вере в Бога сливаемся в одно. Апостол говорил, что мы, как живые камни должны сами из себя выстраивать храм Божий».

 Отец Александр много путешествовал не только по России, но и по миру, Европе и Азии, был на Афоне. Духовный поиск приводит его к созданию серии работ по святыням России, к углубленному освоению христианской культуры. Много акварелей, холстов, зарисовок, этюдов, эскизов художник привозит из своих путешествий. Так были созданы валаамская и соловецкая серии - из путешествий по монастырям. Нельзя не упомянуть в этой связи его пронзительную темперную работу «Соловецкие старцы». Холст «Зимние сумерки» представляет собою венец целой серии деревенских пейзажей. Как правило, на них облики деревенских, русских церквей и церквушек - каменных, деревянных колоколенок и больших, полнозвонных монастырских колоколен...

У отца Александра особый световой дар проявляется в тех работах, где он рисует снег, который отражает небо, и многие отмечают эту снежную, нежную поэтичность, которую достиг художник. Он любит и умеет вместить в себя и отразить ширь русскую, любит изобразить дорогу, уходящую вдаль, как, например, в его «Дороге к храму».

На многих работах русской деревенской тематики наблюдается еще одна черта его творческой манеры - он умело придает естественность, уют изображению, когда рождает впечатление насыщенности, благодаря бытовой детали, такой как частокол - частый древесный заборчик с просветами, ветхая церквушка или близкое к нему по впечатлению «частоветвие» - осенне-оголенные, замершие перед зимою, древесные стволы и сложно-сплетенные ветки на фоне неба. Наполненность, объемность и естественная лиричность, освещенная сдержанным светом.

Особо чувствуется в творческой манере отца Александра влияние русской иконописи. Есть целый ряд работ, где у него появляются фигурки старцев-монахов с нимба - ми, благословляющие странники. Немало сюжетов с ангелами в небе, особенно, если на картине монастырь или условно-иконописно данный город - над ним в развернувшихся небесах может предстать и целый сонм ангелов и святых, вокруг образа Вседержителя. Иной раз - одинокий, со светлым ликом, ангел в небе, где радуга над колокольней, озером или монастырем. В легендарно-этнических листах и холстах- древнерусская птица Гамаюн, а порой даже сказочные львы, будто сошедшие со старинных печных изразцов или стародавних рукописных книг, свитков рукописей.

Понимание будущего священник и художник Александр Егоров видит в постижении прошлого, в причастности к истории Отечества, в гармонии с Природой. Призвания священнослужителя и художника в его судьбе равноярки в своих проявлениях. Здесь слово не расходится с делом, краска с холстом, которого касается  кисть, столь чуткая к русской природе и к вере православной.

                           Станислав АЙДИНЯН

                                Вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони,
                                директор культурных программ «Спейс»

 

 

«С молитвой о России и мире»

 

«Каждая минута вдохновения дается нам Господом. В этом мгновении, в этом творческом процессе творец познает сам себя - в природе, в людях... Каждое мгновение красоты дарует нам прикосновение к истине. Художник, а затем и зритель пристально всматриваются в нее, каждый раз открывая для себя что-то новое. Все что нас окружает, предназначено нам свыше для познания. Художник, как пророк, открывает и учит Закону Божьему, предвещает Будущее.»

 Александр Егоров

 

Художник-священник отец Александр Егоров - певец лазоревых, закатно-облачных далей. На его художественных работах, исполнены ли они красками на холсте или акварелью, либо темперой на - всегда есть Небо, оно играет особую роль, даже если это всего лишь световая полоска, или просветы сквозь ветви деревьев.

Это впечатление возникает от того, что почти каждое изображение у отца Александра буквально наполнено неяркими, но столь выразительным светом! Этот свет раскрывает крылья пространства. Он создает «световое наполнение», его неброская доминанта насыщенности не может быть достигнута просто техническими средствами, тут другой свет, тот, который поднимается от глубин души, упав туда с неба....

            Вот что говорит о свете сам священник-художник: «Каждый человек несет в себе свою природу - он от света или не от света. Если свет в нем победил тьму, значит он близок Богу, если свет нарастает, то он становится святым... Цвет и свет по природе очень близки. Я, как художник, ощущаю свет, я вижу мелодию света. Есть дороги, духовные колеи, которые душа угадывает... Это гармония - особый строй, особый ритм... Когда это слышишь, видишь, душа не умирает... Сейчас много тьмы, даже во храмах... Когда верующие молятся, а молитва не проходит через сердце. Монахов, молящихся без чувства Серафим Саровский уподоблял черным головешкам, лишенным духовного пыла, огня. Библия начинается со Света. Мы должны научиться видеть свет внутри себя и в другом человеке и научиться творить этим светом. Есть христианская традиция исихазма, о которой много спорят. Поиски фаворского света. У многих русских духовных философов - или предчувствие, или понимание Света... И понятие Соборности близко к Свету - это созвучие, соцветие, гармония, - когда мы все разные, но в вере в Бога сливаемся в одно...».

Да, когда душа ищет света, она свободна. И возникает Творчество, которое сопутствует высокому поиску Бога. Отец Александр отличен от иных священнослужителей тем, что он придает немалое значение Искусству и духовной свободе, но только той, которая священная свыше Гармонией. Александр Егоров много путешествовал по Европе и Азии, был и на Афоне - везде поиск истины, поиск святого образа жизни, своя благодать. Каждый верующий несет свободу духа, которая нас животворит, одухотворяет. Он говорит: «В этом я вижу Свет. Я вижу его в иконах, музыке, поэзии. В России Христос - тоже Свет, только е для всех проявленный...». Много акварелей, холстов, зарисовок, этюдов, эскизов отец Александр привозит из своих путешествий. Так был созданы - Валаамская и Соловецкая серии - из путешествий к монастырям.

У отца Александра особый световой дар богато проявляется в тех работах, где он рисует снег... Снег отражает небо и многие отмечают эту «снежную» поэтичность, которую достиг художник. Он любит и умеет вместить в себя и отразить ширь русскую, любит изобразить дорогу, уходящую в даль. На многих работах русской, деревенской тематики наблюдается еще одна черта его творческой манеры - он умело придает естественность, уют изображению, когда рождает впечатление насыщенности, благодаря бытовой детали, такой как частокол - частый древесный заборчик с просветом... Или близкая к нему по впечатлению «частоветвие» - осенне-оголенные, замершие перед зимою, древесные стволы и сложносплетенные на фоне неба ветки.

В творчестве отца Александра заметно влияние русской иконописи. Есть целый ряд работ, где появляются фигурки старцев-монахов с нимбами, странники благословляющие. Немало сюжетов с ангелами в небе. Особенно, если на картине монастырь или условно-иконописно город - над ним в развернувшихся небесах может предстать и целый сонм апостолов, ангелов вокруг образа Вседержителя. Иной раз - одинокий, с нежно-женственным ликом ангел в небе, где радуга ад колокольней, озером или монастырем...

Фигурируют в легендарно-этнических листах и холстах - древнерусские птицы Гамаюны, а порой даже сказочные львы, будто сошедшие со старинных печных изразцов или из стародавних рукописных книг.

Наблюдая многие выставки и серии картин отца Александра, убеждаешься, что он настоящий профессионал, когда-то учившийся на художественно-графическом факультете МГПИ им. Ленина, с другой стороны сказывается и его избрание - священничество, и то, что учился он в Святотихоновском Богословском институте. Оба призвания всей судьбе и жизни равноярки в проявлении. Именно Библия учит судить не по словам, а по делам. Здесь же слово не расходится с делом, краска с холстом, которого касается столь чуткая к русской природе и к вере православной, кисть.

 

О тернистом русском Пути к Истине

Господь определил нам родиться в России. В этом Его воля, промысел, Им определено, что мы будем не только жить на этом пространстве, на этой территории, но эта земля нам предназначена для спасения. На ней мы возрастаем, на ней нас вскармливает мать, здесь мы проникаемся мелодией колыбельной, слышим русскую речь, русские песни, молитву, обращенную к Горнему миру.

Все, что нас окружает, мы впитываем всеми своими чувствами, всем своим существом и это становится слагаемым нашего характера, нашей личности. Нет ничего случайного или лишнего в этом мире, и каждый элемент его, как строительный материал, по кирпичику складывается в созидании человека, прежде всего, его души. Именно ей предстоит увидеть и осознать дар свыше нашего Отца Небесного и правильно распорядиться дарованными ей талантами, которые надлежит приумножить и послужить ими во славу Бога.

Все, что мы имеем в нашей жизни, дано нам Господом, все таланты, все дарования даны нам Им для нашего спасения. Становление личности происходит на основании того, что предшествующие поколения сумели до нас донести, что сохранил в себе русский народ, да и сам он окормляется Россией-Матерью, напояющей нас любовью и мудростью, жертвенностью и мужеством. Вот почему с такой самоотверженностью мы сражаемся за свою Родину, как за основу нашей жизни, бесценный дар, величайшую святыню, предназначенную и дарованную нам свыше, сохранившую веру православную. Это больше, чем понятия территории, национальности, самостийности, демократии, свободы, экономической мощи, политического строя и прочее. Это наше сражение за Дух, за Истину, за правду Любви, за Божье Слово, звучащее в России, просвещающее каждую душу и всех нас, весь народ на нашем пути в Царство Божие, ко спасению во Христе!

Русская земля просвещена светом Христовой Истины более двух тысяч лет, по ней своими стопами прошел первый ученик Иисуса Христа, благовестник Евангельского откровения, святой апостол Андрей Первозванный, вложивший зерно огненного духа в сердца наших предков, расцветшее со временем в древо русской святости, своими ветвями тянущееся к свету в небо. Недаром во все времена, во всех народах и языках наше Отечество именуется Святой Русью. Святая Русь является Отечеством для тысяч и тысяч известных и неизвестных святых: преподобных, равноапостольных, святителей, юродивых, мучеников, бессребреников, благоверных, священномучеников, страстотерпцев... Но самая великая жертва была принесена в годину лютых гонений на Церковь после революции 1917 года. Пожалуй, за всю историю Церкви мы не найдем такого примера - миллионов и миллионов убитых за исповедание православной веры, за свои взгляды на то, какой должна быть человеческая жизнь и место человека в этом Божьем мире.

Как Ноев ковчег, Россия собрала в себя множество больших и малых народов для спасения во Христе, утверждения правильной, истинной веры, сохранения их под омофором Божией благодати и просвещения Словом Евангельской Истины.

Они пахали эту землю, сеяли, строили дома, возводили храмы, монастыри, благоукрашали землю во славу Божию и все называли себя христианами. Сегодня этих людей мы называем крестьянами, уже утеряв и изменив истинный смысл этого слова, раскрывающего сокрытую миссию России, как собирательницу христианских народов для соборного сложения наших усилий в домостроительстве Божием и для спасения в последние времена. Перед предстоящими многими испытаниями нашей веры, перед вторым пришествием нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, - о чем предупреждает в своем откровении апостол Иоанн Богослов:

Россия - это живой организм, развивающийся по своим законам, имеющий свое движение, свой вектор жизни, определенный свыше. Все, по промыслу Божиему, попавшие на этот корабль, имея полную свободу воли, все же увлечены курсом этого судна, кормчим которого является Сам Господь, ведущий его к предназначенной цели. Богом определено, что мы все, родившиеся и живущие в России, говорящие на русском языке, причастные к русской культуре и мыслящие себя православными, оказались причастными к этому вселенскому явлению - русской цивилизации.

Сегодня понятие «русская цивилизация» уже не ограничивается лишь территорией или одним народом - это явление мирового масштаба. Трагедия русской революции привела к великим страданиям, потерям и лишениям. Перед лицом смерти каждый русский и в России, и за рубежом искал самое главное - на что можно опереться в этой жизни. Этой опорой был и остается Христос, Спаситель человеческих душ.

Окидывая взглядом нашу историю, становится ясно, что пройти все эти испытания и катаклизмы без помощи Божией невозможно. Спасаясь от преследований, террора и геноцида, русские люди стремились сохранить в своем сердце святыню и уносили с собой самое драгоценное - веру. Одним она помогала выжить в ГУЛАГЕ, в катакомбах, другим в зарубежье.

Так, за это столетие свет православной веры просветил всю землю на всех континентах, всю Вселенную, молитвами гонимой русской эмиграции, несшей свет Православия миру. Русские строили храмы, где звучала молитва, приносилась бескровная жертва за спасение всего человеческого рода, где звучала Евангельская проповедь. Мир вдруг увидел сохраненную прекрасную жемчужину в короне павшего русского царства. Благодаря русской эмиграции свет Православия разлился по всему миру и «свет во тьме светит и тьма не объяла его».

Для нынешнего поколения россиян особенно ярок пример не только революций и «безбожных пятилеток», но и последних десятилетий, когда мораль и нравственность были выставлены на осмеяние. Преступив заповеди Божии, отпав от спасительной благодати Господа, мы и получили воздаяние - смуту, смятение, разрушение, катастрофы, страдания...

+Александр (Егоров) Прикосновение к истине

 

 

Статья И.А.Николаевой  "Родное и Вселенское в художественном творчестве Александра Егорова " >>>

 

На страницу художника >>> 


Видео с открытия выставки 



Белые ночи в Кириллове 1980 б.т. 35х50

Воскресная радость 2010 х.м. 80х100

Заснеженный Переславль 1983 б.п. 55х65

Кавказ 1979 б.п. 35х45

На вечернюю молитву 2011 х.м. 50х100

Последний ангел вострубил 1985 б.т. 61х89

Радуга над Кирилло-Белозерским монастырем 1985 б.т. 61х89

Ночное Коломенское 1995 б.п. 55х65

Рождественский сочельник 1985 х.м. 100х120

Соловецкие старцы 1985 б.г. 61х89