Представляем живописные и графические работы Раисы Александровны Каракулаковой, написанные ею за последние 5лет. Можно подумать, что речь идет о выставке молодого автора. Но Раисе Каракулаковой в этом году исполнилось 84 года. И ее первая персональная выставка прошла в Белом зале редакции газеты «Комсомольская правда» еще в 1972 году. В 1981-м, став членом МОСХа, она участвовала в коллективных выставках в Манеже, в Доме Кино, в ЦДХ и на Кузнецком мосту. А в декабре 2011 года почти все работы погибли в пожаре вместе с ее квартирой.
Но эта маленькая, хрупкая женщина нашла в себе силы начать свою жизнь с нуля и создать картины, которые вы увидите на этой выставке. Только природе и сильным духом людям дан этот дар - воскресать после жестоких испытаний. Возможно, потому ее работы наполнены такой жизненной силой. В 1963 году, окончив факультет прикладных искусств Московского Текстильного института, Раиса Каракулакова начала работать ассистенткой художника по костюмам Мосфильма. А в 1966-м прошла по конкурсу в Главную редакцию литературно-драматических программ ЦТ и проработала там художником по костюмам без малого 30 лет до закрытия телекомпании Останкино в 1995 году. Вместе с легендарными режиссерами и актерами она участвовала в создании теперь уже тоже легендарных телеспектаклей: «Пиквикский клуб» (режиссер А. Прошкин), «Гаргантюа и Пантагрюэль» (режиссер А.Калягин), «Пир во время чумы» (режиссер М.Захаров), «Воспитание чувств» (режиссер В.Смехов), «Игроки» (режиссер Р.Виктюк), «Сирано де Бержерак» (режиссер С. Евлахишвили) и многих других. Ну и конечно, в ее костюмах щеголяли завсегдатаи Кабачка «13 стульев». Но художница не только одевала актеров. Она показывала им написанные ею эскизы сцен, которые, как однажды признался В.Гафт, помогали глубже вникнуть в замысел режиссера. Ее недавние работы, созданные по мотивам тех постановок, воскрешают забытые телеспектакли, ставшие реперными точками не только в ее судьбе, но и в судьбах многих из нас. Картины художницы - натюрморты, пейзажи, портреты - написаны мастерской рукой. Их яркий, ликующе-страстный колорит заставляет вспомнить слова В.Поленова о том, что «искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит». И эти слова великого мастера как нельзя лучше характеризуют работы Р. Каракулаковой: этого счастья в ее работах - через край. О портретах хочется сказать особо. Написанные с чисто рембрандтовской точностью, они удивляют легкостью и одновременно глубоким «вникновением», любовью к своим моделям. И почти на всех портретах рядом с людьми присутствуют домашние питомцы - собаки и кошки. Этот штрих можно назвать фирменным знаком автора. А сколько любви и чисто человеческой грусти излучают глаза на написанных ею портретах собак! «Там, где душа не работает с рукой мастера, нет искусства». Эти слова Леонардо да Винчи - воистину портрет самой Раисы Александровны Каракулаковой. Сегодня жизнь художницы в крошечной мастерской, без необходимых удобств, которые есть в любой квартире, вопреки всему наполнена творческим светом. Она, как и ее любимый Винсент Ван Гог, чувствует себя живой, только когда рисует. А еще - когда общается со своими любимыми четвероногими друзьями. Каждый божий день в любую погоду она идет в парк кормить птиц и ждущих ее там бездомных животных. А потом стоит у мольберта. Это и есть ее настоящая счастливая жизнь. И этим счастьем она щедро делится со всеми, кто придет на ее выставку.