Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Кузнецов Сергей, Леонова Надежда. .

Выставка "СТУПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ" Живопись / графика / поэзия 

 

    Мгновенное узнавание - вот отличительная черта творений художника, наделенного талантом. На любой крупной выставке современной живописи уберите мысленно названия под картинами - и невозможно понять, чьей кисти они принадлежат. Ибо цивилизация давно поставила вдохновение на поток. За редкими исключениями, когда Мастера, его манеру, узнаешь мгновенно. Именно таков Сергей Кузнецов.

     Сергей Сергеевич Кузнецов родился 20 мая 1959 года на Алтае. Окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (Строгановское) в 1984 году. Член творческого союза художников России и Международной федерации ЮНЕСКО. Участник персональных и международных выставок России и за рубежом. Работы художника находятся в частных собраниях России, Австралии, Англии, Германии, Китая, Монголии, США, Франции.

     Жена Сергея - Надежда Геннадьевна Леонова-Кузнецова - художник, вдохновительница, друг и помощница.

     Училась в Московском высшем промышленном училище (б. Строгановка), где учился Сергей. Окончила училище в 1984 году. Член Творческого союза художников России и Международной федерации ЮНЕСКО.

     Сергей считает, что многие образы в его произведениях - плод их сотворчества.

 

Что дается художнику свыше.

     Каждое полотно Сергея Кузнецова содержит колоссальный ряд ассоциаций. Ему важна не доскональная визуализация объекта, а то сокровенное в нем, что Кузнецов определяет, как «глубинную недосказанность».
      «Информация поступает постоянно, - говорит художник, - диапазон ассоциативных кругов ширится, и ты чувствуешь свою человеческую неспособность поместить на холсте все. Сам материал - холст, карандаш, кисть, краски - ограничивает художника, и выразить то, что на самом деле видит, практически невозможно. Дай Бог, если удается миллионную толику того, что тебе открылось, изобразить на холсте. Я уж не говорю о том, что художнику что-то еще дается свыше...»
     Сергея Кузнецова искусствоведы причисляют к символистам. Он человек с определенной жизненной позицией, основа которой - обостренное чувство гражданственности, как и должно быть у каждого, для кого слово Культура всегда пишется с большой буквы. Он редко пишет портреты. Однако в тех немногих, которые все же берется писать, соединены достоверное сходство и проступающее сквозь телесность очертания души. Они написаны уважительно и любовно. Лица хороши не внешней красивостью. В них светится лучшее, что есть в человеке.
     Надежда пишет стихи и говорит, что к ней поступает «небесный диктант». Ее стихи полны высокого пафоса, без всякого конъюнктурного лукавства. Они чисты и «светлы, как росточки», коротки, но духовно емки:

Как песни слагаются быстро,
И мысли текут очень чистые,
Вот это и есть Озарение -
Мистерия Восхождения.

Любовью пронизаны строчки
Они так светлы, как росточки.
Вот это - Души Просветление:
Мистерия Очищения.

Несутся снежинки чистые,
И судьбы проносятся быстро.
Вот это и есть Осмысление -
Мистерия Озарения.

     Стихи, которые приходят к Надежде, - одновременно и причина, и следствие творческих озарений Сергея, и он безусловно это признает.
     Оба они и Сергей, и Надежда видят смысл существования в служении Вышнему через служение искусству. Этот принцип отношения к творчеству - трудиться, несмотря ни на что - подобен послушанию.
     Сергей начинал как художник-монументалист. Его росписи штаба Новосибирского военного округа, динамичные сцены сражений от Куликова поля до дней воинской славы нашего времени, могли бы сделать честь любому подобному учреждению. В городе Элисте был создан монументально-декоративный керамический барельеф (панно) - 150 квадратных метров по мотивам калмыцкого эпоса Джангар на фронтоне кинотеатра с одноименным названием.
      К 1990 году Сергей, по его собственному выражению, «намонументалился» выше головы. Он понял, что наша архитектура и монументальное искусство - две вещи совершенно несовместимые». Да и вся обстановка 90-х в постсоветском государстве была неблагосклонна к художникам монументалистам. Сергей ушел от монументальной живописи к станковой, и этот нелегкий жанровый переход ему помогла совершить, вплоть до соавторства в первых работах, Надежда.
     Все, чем сегодня занят художник Сергей Кузнецов - постоянный поиск творческой новизны, и он увенчивается успехом. Сергей попробовал писать масляными красками «всухую», тонкой кистью. Этот эксперимент подарил Сергею сугубо индивидуальную технику живописи, в которой он работает сегодня. Его философия творчества исходит из принципов Вселенского Всеединства, существующих в согласии с законами Красоты и Гармонии. Сергей Кузнецов признает, что ему близко творчество художников символистов объединения «Амаравелла», и он находится в стане их последователей в XXI веке.

     В 2003-2004 году Сергей был в Непале, откуда привез цикл «Величие гор», где среди горных пиков скрыта сияющая Шамбала - не достижимое для земного смертного пространство Мудрости и Света.
Сергей и ранее, до встречи с Гималаями, видел текущий сквозь земной пейзаж Вышний свет. Этот нереальный, но существующий реально спектр озаряет воздух вокруг и превращает любое творчество в истинную жизнь, а не фотографическое отображение посмертных масок бытия.
     Обожествленное пространство - никак иначе не назвать собрание фантастических и, тем не менее, странно достоверных пейзажей, географическая основа которых простирается от широкого российского раздолья до строгих вершин Гималаев.
     «Бесконечность», «Беспредельность», «Тайна» - сквозь земные абрисы пейзажей явственно проступает принадлежность нашего мира к звездному сословию. Дух Вечности в картине «Пересекающий» пронизывает в полете отнюдь не такой тленный, как мы привыкли думать, мир и живет в каждой волне, в каждой древесной ветви, горной вершине. Какой скудной оказывается обыденная человеческая речь...  А художник с помощью пера, туши и бесконечного творческого терпения рисует «Ожерелья миров», где каждый малый мир включает в себя цепь ассоциаций. Так происходит еще, еще и еще, и оказывается, что ожерелье миров живет внутри каждого, но почему-то не всем приходит в голову заглянуть внутрь собственной вселенной, пока не подтолкнет к этому художник, как его подтолкнул к взгляду в себя Тот, Кто надо всем...

     Из циклов, созданных художником, «Шахматы» - особый и выделяется среди прочих. Его живописное письмо изящно, каждая линия не случайна, а тщательно отобрана интуитивным артистическим чутьем. Все изображаемое всегда существует на грани дня и ночи, в пределах той глубокой синевы, которая свойственна работам художников- космонавтов. Палитра, выбранная автором, умение смело и красиво обращаться на двумерном холсте с трехмерным пространством так волнующе странно роднят на его картинах земное с внеземным.
     В пяти картинах - начало и конец битвы. В них тайные печали всех правителей - главных действующих лиц его полотен: неизбежность ночных кошмаров, раздумья о бремени власти, о судьбах мира и отчаяние конечного разочарования в чудовищной нелепости массового убийства во имя чего-то, которое обозначено резким словом «война».
     ...И все заканчивается «Ничьей». Той самой горестной ничьей, которая никому не приносит удачи, поскольку даже те войны, которые мы называем освободительными, когда нет иного выхода, кроме как с оружием в руках защищать свое право жить, любить, рожать детей и сеять хлеб, даже эти войны - суть войны гражданские. Любую войну можно смело назвать гражданской, ибо она рвет в клочья судьбы и семьи, превращает старую дружбу в кровавую рознь, преступая никем пока не отмененную заповедь «Не убий», и, главное, - совершенно бессмысленна, поскольку в ней - никогда! - не бывает победителей.
     Эту простую, но почему-то веками не укладывающуюся в человеческом сознании истину утверждает художник и гражданин Сергей Кузнецов своим творчеством.
     ...«Кричит душа, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства», - в начале XX века произнес Николай Гумилев. Но мир меняется, и редкостное чувство интуиции, которое раньше числилось шестым в ряду известных нам, спустя почти столетие становится первым. Мы вынуждены через сердечный труд и душевную маету обретать в себе этот орган. Счастлив тот, чье внутреннее око и молчаливый слух открыты для жизни чудесного Иномирия, которое, мерцая, является ему через привычные формы повседневной жизни. Но стократ счастливей имеющий возможность открыть эти чудеса всем живущим....

                                                                                                                                   Елена Кузина 

 

Видео с открытия выставки  :  



Вид на Спиналонгу. о. Крит, к.х.м. 48х70, 2008

Владимирский собор, х.м. 50х110, 2015

Врата Времени. Первозданное и вечно новое, х.м. 70х120, 2005

Дыхание Вечности, х.м. 70х57, 2002

Ликование Эфирных соборов. Дивеево, х.м. 60х120, 1998

Надежда. Врата времени, х.м. 103х80, 2016

Небес и земли святыни, х.м. 45х95, 2004

Обитель, Мачхапучхаре, х.м. 55х110, 2004

Оптина пустынь, х.м. 50х110, 2006

Просветление. Портрет М.Ф.Дроздовой-Черноволенко, х.м. 55х60, 2008

Радуга. Эдирне, к.х.м. 46х65, 2012

Святая София. Стамбул, х.м. 55х110, 2017

Сны Озарения, х.м. 55х130, 1999

Сны Озарения, х.м. 55х130, 2000

Сосновый бор, к.м. 40х60, 2005

Сотворчество, х.м. 60х85, 2010

Храм Афины. г. Линд о. Родос, к.х.м. 38х60, 2008

Графика Н. Леоновой 1

Графика Н. Леоновой 2

Графика Н. Леоновой 3

Графика Н. Леоновой 4

Графика Н. Леоновой 5

Графика Н. Леоновой 6

Графика Н. Леоновой 7